Переработка старых машин на металлолом пользуется популярностью во всем мире на протяжении многих лет. Старт программы утилизации автомобилей в Российской Федерации датируется мартом 2010 года. Основными целями, которые преследует правительство при внедрении программы, являются повышение уровня безопасности на дорогах, защита экологии и помощь гражданам в приобретении новых автомобилей.
Суть программы
Ни одно средство передвижения не способно функционировать бесконечно. Со временем автомобиль все чаще начинает нуждаться в дорогостоящем техническом обслуживании. Старые комплектующие плохо справляются со своими основными задачами, из-за чего машина представляет опасность не только для своего владельца, но и для окружающих. Не стоит забывать и об уровне вредных выбросов в окружающую среду.
На протяжении долгого времени владельцы старых автомобилей, занимающие парковочные места в дворовых зонах, не знали, что делать со средством передвижения. Продавать машину в таком состоянии было крайне накладно, а разбор на запасные части оплачивался крайне низко и отнимал много времени.
Введение программы утилизации машин позволило найти хороший выход из ситуации. Экономическая выгода от проекта ощутима не только для владельца подержанного автомобиля, но и для государства в целом. Системный подход призван решить несколько основных задач:
- Стимуляция спроса на отечественные автомобили. Масштабный проект предусматривает возможность для потребителя участвовать в программе Trade-in или сдать техническое средство передвижения в металлолом с получением скидки на приобретение определенных моделей машин. На размер скидки оказывает влияние техническое состояние транспорта и вид сделки. Положительное влияние проекта на отечественный автопром было отмечено практически сразу. Предпринимаемые шаги позволили снизить количество ввозимых из-за рубежа подержанных авто, которые по своим техническим показателям не соответствуют требованию государства.
- Неочевидной целью, которую преследует государство, является повышение стоимости страхования и налогообложения. При утилизации старого автомобиля большинство потребителей старается приобрести другую машину в максимально короткий срок. Выгодные условия, которые предлагает государственная программа, позволяет получать дополнительные поступления в казну за счет увеличения суммы страховки и транспортного налога, зависящего от количества лошадиных сил.
- Сокращение старых машин во дворах и на дорогах. Заторы во дворах из-за нехватки свободных парковочных мест давно являются серьезной проблемой большинства современных городов. Проект по утилизации позволяет сократить число брошенных автомобилей, поскольку владельцы стремятся получить финансовую выгоду. Кроме того, властям удалось существенно понизить процент небезопасных для использования автомобилей на дорогах. Такие технические средства могут становиться причиной серьезных аварий и оказывают существенное влияние на загрязнение окружающей среды.
- Финансовая помощь гражданам. Проект Trade-in имеет множество выгодных направлений, но точные условия зависят от марки авто, возраста, технического состояния и других факторов. Утилизация машины также способна принести немалую финансовую выгоду. По нынешним условиям владелец машины может получить от 50 до 350 тысяч рублей скидки на покупку нового средства передвижения.
Ознакомившись с условиями, становится понятно, что проект является выгодным для обеих сторон. Защита отечественного рынка является главной целью, которую пытаются решить власти. Бороться с ввозимыми дешевыми японскими или западноевропейскими моделями крайне трудно, поскольку действующее законодательство в этих странах предусматривает их обязательную сдачу на металлолом за дополнительную плату. Максимально допустимый возраст машины зависит от конкретной страны, но в большинстве случаев он ограничивается 4—5 годами. Вполне естественно, что владельцам выгоднее продать машину по низкой стоимости перекупщикам.
Требования к авто и условия
Разница между проектом Trade-in и полной утилизацией с предоставлением скидки на покупку нового средства несущественная. Главным отличием являются требования по техническому состоянию, возрасту и пробегу машины. Перечислить правила приема в общем виде в этом случае невозможно, т. к. каждый автоконцерн устанавливает свои нормы. Определенные общие требования все же существуют:
- Год выпуска. Независимо от технического состояния и марки, под действия программы попадают машины, выпущенные позже 1999 года. Продукция старше 6 лет может быть отправлена на металлолом. Для участия в проекте Trade-in не подходят автомобили, чей возраст превышает 10 лет.
- Собственность. Владелец транспортного средства должен документально подтвердить право на обладание машиной. Еще одним обязательным условием является нахождение авто в собственности не менее полугода. Такое ограничение связано с борьбой с перекупами и претензиями со стороны предыдущего собственника.
- Отсутствие задолженности. При существовании непогашенной задолженности по кредиту действие программы утилизации невозможно. Аналогичная ситуация связана с нахождением транспортного средства во владении у нескольких собственников.
- Соответствие техническим параметрам. Одним из самых трудновыполнимых условий для старых автомобилей является требование по оригинальным запасным частям. Действующее законодательство не допускает наличия элементов от других моделей машин, комплектация должна соответствовать заводским параметрам.
- Специалисты внимательно осматривают автомобиль на наличие всех необходимых элементов. В обязательном порядке машина должна содержать целостный и неразрушенный салон с сиденьями. Шасси и кузов не должны иметь серьезных повреждений.
- Шины и диски должны соответствовать требованиям технического осмотра. Дополнительно проверяется, какой уровень топлива и технических жидкостей содержится в авто. Их количество в системе должно обеспечивать возможность безопасного передвижения. Наконец, проверяются целостность остекления, работоспособность двигателя и навесных агрегатов.
Еще одним важным требованием программы утилизации старых автомобилей является рабочее состояние транспортного средства. Теоретически машина должна быть на ходу, хоть к месту утилизации она доставляется на эвакуаторе за счет средств владельца. Такая мера является необходимой, поскольку для действия проекта ее нужно предварительно снять с учета.
Обязательные документы
Программа утилизации РФ — емкая и сложная процедура, которая требует соблюдения регламента и правил. Кроме технических требований к состоянию владельцу придется предоставить ряд обязательных документов. Перечень выглядит следующим образом:
- Паспорт. Требование является обязательным, т. к. в программе имеют право участвовать только граждане Российской Федерации. Этап подтверждения личности — это необходимая мера.
- Паспорт транспортного средства. Специалистов в первую очередь интересует подтверждение нахождения автомобиля в собственности заявителя, а также отметка о снятии с учета. Последний пункт можно подтвердить не только отметкой в ПТС, но и справкой из ГИБДД.
- Для получения скидки на приобретение новой машины отечественного производства нужно предъявить акт сдачи машины в утиль. В акте указывается сумма скидки.
Особое внимание стоит обратить на требования по снятию транспортного средства с учета. Справка из ГИБДД должна быть предоставлена в том же году, что и планируемая дата сдачи авто на металлолом.
Утилизация через дилера
Во избежание сложностей при оформлении документов большинство экспертов рекомендует пользоваться услугами дилеров для заключения соглашения об утилизации. Важно учитывать, что обращаться можно только к тем организациям, которые имеют право участия в проекте.
Оформлением всех необходимых документов и снятием с учета будут заниматься специалисты центра, но владельцу придется пройти через небольшую бюрократическую процедуру. Последовательность действий следующая:
- Оформление доверенности на дилерский центр. Основным пунктом при составлении бумаги является предоставление центру прав на самостоятельную утилизацию транспортного средства. Доверенность является обязательной, т. к. в противном случае государственные органы не смогут принять транспортное средство в металлолом или включить в сделку по программе Trade-in.
- После составления доверенности автомобиль должен быть передан сотрудникам центра. Владелец должен получить акт передачи-приемки.
- На этом все бюрократические формальности для собственника заканчиваются. Остается только подождать, пока машина будет сдана в утилизацию по специальной программе. После этого владельцу выдадут унифицированное утилизационное свидетельство. В бланке будет указана информация о размере скидки, которую может получить потребитель при покупке новой машины.
Программа утилизации автомобилей работает с определенными нюансами. Скидка на покупку транспортного средства предоставляется только при условии приобретения нового автомобиля. Важно понимать, что если машина была утилизирована до начала действий проекта, то рассчитывать на снижение цены не приходится.
Размер вознаграждения
Программа реализации утилизированных автомобилей была создана еще в 2010 году, но официального сайта проект по-прежнему не получил. Именно поэтому владельцы, заинтересованные в государственном проекте, пытаются найти ответы в других источниках.
Одним из самых распространенных вопросов является информация о том, действует ли программа утилизации для конкретной марки машины. Многие владельцы неверно трактуют условия государственной программы, полагая, что существует возможность приобрести со скидкой только отечественный бренд. На сегодняшний день многие заводы собирают зарубежные марки, такие как Audi, BMW, Nissan и прочие. Снижение цены предусмотрено и для таких автомобилей. Примеры некоторых программ:
- Audi предоставляет скидку по системе Trade-in. При приобретении Audi A8 размер скидки может составлять 150 тысяч рублей, покупка Audi Q5 позволит дополнительно сэкономить 80 тысяч рублей.
- BMW предлагает участникам проекта Trade-in выгодные условия при покупке модели X6, цена на которую может быть снижена на 80 тысяч рублей. Модель X1 можно купить с экономией в 50 тысяч рублей.
- Peugeot существенно снижает стоимость на модели микроавтобусов. Например, Peugeot Boxer возможно приобрести с выгодой до 100 тысяч рублей, а 301 модель машины обойдется на 60 тысяч рублей меньше начальной цены. Акция распространяется в рамках программы Trade-in.
- Ford может предложить своим клиентам не только проект Trade-in, но и скидки при ликвидации старых авто. Приобрести Ford Fiesta можно со скидкой в 93 тысячи рублей.
Важно понимать, что указанные суммы могут отличаться. Многое зависит от технического состояния, модели утилизируемого автомобиля и других факторов. Кроме того, требования компаний в рамках программы Trade-in могут отличаться. Например, Ford предъявляет очень высокие требования к техническому состоянию и не принимает машины, которые имеют повреждения корпуса или участвовали в серьезных дорожно-транспортных происшествиях. Компания Peugeot устанавливает максимально допустимый пробег на отметке 160 тысяч километров, а срок службы авто не должен превышать 8 лет. Обмен возможен не для каждой модели из линейки производителя.
Комментарии