Изменения, происходящие в стране, касаются каждой сферы: медицины, образования, торговли. Исключением не стала и коммунальная сфера, а именно вывоз мусора. С января 2016 года вступили в силу нововведения, по которым заниматься вывозом и захоронением мусора будет специальный региональный оператор по обращению с отходами. До этого времени эту услугу потребителям могла предоставлять любая компания, у которой была на это соответствующая лицензия.
Предпосылки принятия закона
Каждый год люди выбрасывают тысячи тонн мусора. Это и бытовые отходы, и производственные. Весь этот мусор свозится на свалки. Учитывая количество отходов, площадки (полигоны) должны быть поистине гигантскими. Но вот с этим как раз проблема: свободных площадей земли, которые будут удовлетворять всем требуемым нормам (находиться вдали от жилых массивов, иметь нужную влажность и прочее), очень мало. Поэтому часто можно было увидеть множество «стихийных» свалок, куда свозился мусор. При этом такие полигоны не были учтены.
Бо́льшая часть «мусорного» бизнеса находилась в тени: контролировать стихийные свалки у государства возможности не было. Из-за чего возникла такая ситуация: по факту компания, которая занимается вывозом мусора с придомовой территории, получает деньги только за сам факт вывоза отходов.
Ситуация раньше
Вывоз и утилизация мусора регламентировалась ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления». Цена, которую должен был оплачивать потребитель услуги, складывалась из стоимости тарифа на транспортировку этого груза и цены на его захоронение. При этом тариф на утилизацию был установлен на государственном уровне, а вот стоимость перевозки целиком зависела только от компании, предоставляющей эту услугу.
Нередкими были ситуации, когда компании-перевозчики пользовались услугами нелегальных полигонов. Это происходило из-за того, что на них стоимость захоронения отходов ниже, чем на государственных свалках. Поэтому такие нарушения были довольно частыми, ведь разница в стоимости утилизации напрямую отражалась на прибыли компании-поставщика услуги. Тем более что единой системы тарифов на утилизацию мусора в России предусмотрено не было, и проследить досконально движение средств в этой сфере возможным не представлялось.
Новый законопроект
В феврале 2016 года был принят отдельный законопроект, затрагивающий сферу коммунального хозяйства. Согласно этому закону в ФЗ № 89 были внесены некоторые изменения и дополнения (статья 13.2), по которым в каждом регионе должен быть выбран единый оператор по обращению с отходами. В обязанности этих организаций будет входить сбор, транспортировка и утилизация бытового мусора. Это позволит более тщательно контролировать «мусорную» сферу. К тому же этот закон окажет помощь в ликвидации стихийных полигонов.
Этот же закон регламентирует и запрет на захоронение ценных фракций, содержащихся в отходах. То есть все то, что может быть использовано как вторсырье должно быть извлечено. А методы утилизации должны быть максимально экологичными. Имеются в виду такие виды переработки мусора:
- Сырьевая — при которой можно добыть сырье, пригодное для последующего производства.
- Термическая — при таком способе содержащиеся в мусоре вредные вещества будут обезвреживаться под воздействием высоких температур.
- Биологическая — во время такого обезвреживания из отходов извлекается биогаз.
Этот же закон предусматривает появление ряда преимуществ для компаний — источников инвестирования в сферу переработки и утилизации мусора.
Особенности работы регионального оператора
Единый региональный оператор по обращению с ТКО — это юридическое лицо, которое занимается согласованием всех этапов процесса, связанных с отходами начиная от его сбора, транспортировки, утилизации и вплоть до ликвидации незаконных мусорных полигонов. То есть он является неким «инструментом», чтобы государство получало возможность полностью регулировать и осуществлять финансовый контроль над этой сферой.
Между местными органами исполнительной власти и компанией по работе с ТКО заключается договор. Его содержание полностью зафиксировано в статье 24.7 ФЗ. Что еще обязательно указывается в соглашении:
- Оператор не имеет возможности отказать в предоставлении услуг «владельцу» бытовых отходов в том случае, если этот мусор находится на территории обслуживания компании-оператора.
- Количество мусора, подлежащего приему, указывается в договоре.
- Оператору дозволяется выполнять свою деятельность и за пределами округа, в котором он зарегистрирован, но только в том случае, если между субъектами будет заключен соответствующий контракт.
- Контракт на предоставление услуг имеет типовую форму, утвержденную законодательством.
- В договор допускается внесение дополнительных пунктов, но при этом не должно быть противоречий с законом.
Соглашение заключается сроком на 10 лет.
Выбор ответственного лица
Оператора выбирают на тендерной основе. Правила проведения этого отбора зафиксированы в Постановлении Правительства РФ от 05.09.2016 . Избирается оператор голосованием специальной комиссии, состоящей из 5 человек и более. Подать заявку на участие может любая компания, которая подойдет под установленные требования:
- Главное условие — это наличие у компании государственной лицензии, позволяющей работать с отходами определённого класса опасности.
- Компания должна быть финансово стабильной: любые подозрения в возможном банкротстве автоматически исключат фирму из списка поставщиков услуги.
- Фирма не должна привлекаться по административным нарушениям.
- Полное отсутствие задолженности по налогам, штрафам.
- Руководство компании не должно иметь судимостей по экономическим преступлениям.
В тендере не допускается участие родственников членов избирательной комиссии.
При выборе фирмы будут учитываться предложения по стоимости и качеству предоставляемой услуги.
Все фирмы, подошедшие под эти требования, имеют равные возможности для выигрыша конкурса. Заявки от компаний поступают в закрытых конвертах.
Обязанности компании по работе с ТКО
Региональный оператор имеет ряд обязанностей, выполнение которых будет строго контролироваться. Основной задачей обращения с ТКО является реализация государственной программы. Кроме этой, предусмотрены и другие цели, которые будут находиться под юрисдикцией оператора:
- Заключение договоров с управляющими компаниями, ТСЖ, жильцами многоквартирных домов на выполнение услуг по сбору, вывозу и утилизации мусора.
- Заключение сделок с компаниями, предоставляющими услуги по работе с бытовыми отходами.
- Составление соглашений с фирмами, занимающимися утилизацией и переработкой отходов.
- Работа с жалобами от получателей услуг.
- Проведение мероприятий по сбору, контролю и планированию по работе с бытовыми отходами.
- Обеспечение «сортировки» бытового мусора.
- Принятие участия в создании мусороперерабатывающих предприятий.
- Контроль за соблюдением норм по работе с бытовыми отходами, содержащими опасные вещества.
- Внесение данных в электронную базу.
- Проведение мероприятий, направленных на ликвидацию стихийных свалок.
- Предупреждение и устранение последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, возникающих в процессе работы с отходами.
- Выполнение работ по обустройству контейнерных площадок для сбора мусора.
- Другие мероприятия, предусмотренные законодательством.
Создание региональных операторов по отходам было направлено прежде всего на то, чтобы работа по сбору, захоронению и утилизации бытового мусора проводилась с соблюдением всех экологических норм. Нововведение является усовершенствованной моделью ликвидации мусора, регулярно образующегося в процессе жизнедеятельности человека.
Комментарии